Невидимая горилла. Как обманчиво наше восприятие

Профессор психологии Дэниэл Саймонс из американского института Бекмана при Университете Иллинойса, изучая особенности концентрации внимания,  вывел концепцию “невнимательной слепоты” (inattentional blindness). Это означает вот что – люди не замечают объекты в поле зрения потому, что им сказано обращать внимание на что-то другое.

В 1999 году Д.Саймонс провел эксперимент под названием Невидимая горилла.

Задание

Просмотрите ролик Невидимая горилла (ссылка ниже).

Подсчитайте количество пасов, сделанных людьми в белых футболках.

http://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo#t=54

В чем заключался эксперимент – перед просмотром ролика участникам дали задание подсчитать количество передач мяча, сделанных людьми в белых футболках.

Между тем, человек в костюме гориллы неспешно разгуливал среди людей, бросающих друг другу баскетбольные мячи. “Горилла” останавливалась среди игроков, била себя кулаком в грудь, после чего уходила.

После просмотра ролика участников спросили о горилле в кадре. Этот вопрос вызвал удивление у половины из них. Они ответили, что никого не видели, кроме людей с мячами.

В 2010 ученый решил повторить собственный эксперимент, и рассчитывал на то, что некоторые зрители будут уже заранее знать, что в какой-то момент на экране появится “горилла”.

Задание

Просмотрите ролик. Инструкция та же –  посчитайте сколько раз люди в белом передают мяч, но в этот раз будьте более внимательны.

http://www.youtube.com/watch?v=IGQmdoK_ZfY#t=11

Как выяснилось, этот факт ничем не помог, а наоборот, возможно, помешал участникам эксперимента. Гориллу заметили, но большинство пропустило другие изменения, произошедшие в ролике, – а) изменение цвета занавеса, расположенного на заднем фоне, с красного на желтый, 2) одна из девушек, перебрасывающих друг другу мячи, покинула сцену при появлении гориллы.

Из тех, кто знал, что горилла войдет в кадр, только 17% заметили по крайней мере еще одно изменение. Из тех участников эксперимента, которые не знали о появлении гориллы, видели хотя бы одно изменение 29%.

Проведенным экспериментом ученый доказал, что люди, ожидающие каких-то необычных событий в кадре, еще более невнимательны и чаще пропускают параллельно происходящие изменения, чем те, кто ничего не ждет, а просто выполняет условия задания. Знание о том, что должно произойти неожиданное событие, никак не помогает это событие заметить. Знание о горилле заставляет испытуемого искать именно гориллу, найдя которую он упускает другие необычные события.

Так что мы склонны переоценивать свою внимательность и полученные знания.

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s